ГБУ "ГлавАПУ"
Телефон: +7(499)250-16-82
ГЛАВНОЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Разговор с Давыдовым Дмитрием Сергеевичем о развитии Москвы
и профессии градостроитель
 

«Вы приходите в каждую мастерскую и спрашиваете людей о том, чем мастерская живет чем дышит, чем занимается, какие задачи ставит перед собой», — так совершенно неожиданно с вопроса, а даже скорее не с вопроса, а с утверждения началась наша очень интересная беседа с Давыдовым Дмитрием Сергеевичем – руководителем территориальной проектно-планировочной мастерской восточного административного округа.
 
О задачах мастерской и профессии градостроитель
Одной из основных задач мастерской, на мой взгляд, является подготовка квалифицированных кадров градостроителей, способных эффективно работать в условиях интенсивно развивающейся обновляющейся нормативно-правовой базы. Советская школа всегда готовила эрудированных, творческих, всесторонне образованных специалистов, которым по плечу выполнение планировочных задач любой сложности. Работая много лет в Москве, мы это отмечаем ежедневно. Город продолжает развиваться, используя огромный инфраструктурный запас прошлого времени, который и по сей день позволяет гармонично себя дополнять и усиливать. У нас всегда была прекрасная градостроительная школа и сейчас как никогда раньше важно сохранить ее для себя и будущих поколений, сохранить основы нашей профессии, что весьма не просто.
 
О любимом городе и его развитии в современных реалиях
Очень важно постоянно осмысливать все то, что мы делаем. Работая по реализации городских программ, будь то реновация или создание новой нормативной базы, нужно не забывать основы профессии и учитывать гуманитарный характер градостроительных процессов. От нашей деятельности, во многом, зависит качество будущей жизни москвичей. Что имеется ввиду: удобство, безопасность, эстетическое воспитание и многое другое. Именно поэтому наша профессии такая сложная. В процессе проектирования необходимо помнить обо всех аспектах жизни от мусорных контейнеров, спортивных площадок, домов, квартир, местных проездов, мелких объектов обслуживания до городских магистралей, мест приложения труда, внеуличного транспорта, крупных торгово-промышленных объектов, а также парков, площадей города и их взаимосвязей.
Москва, особенно ее центральные районы, очень уютна и сомасштабна. Я родился на Большой Ордынке в Замоскворечье. Только на Большой Ордынке от Красной площади до Садового кольца было около десяти сквериков с лавочками, во дворах садики, а на Садовом — площади. Иерархия общественных пространств создавала ощущение многообразия городской среды. Многие общественные пространства утрачены, поэтому так востребованы жителями новые и возвращенные: яркий пример — родная Маяковка, где вечером заняты все лавочки и качели и у людей прекрасное настроение.
 


 

 
Для учета всех аспектов комплексного развития нужно связать объемы работ по реновации с Генпланом развития города. Возможно, вспомнить опыт прошлых лет, когда в работе над Генпланом территориальные мастерские разработали градпланы округов Москвы. Выполнение такой работы помогло бы понять и оценить возможности инженерной и транспортной инфраструктур, определить дефицит общественных объектов всех уровней. Это необходимо еще и для того, чтобы избежать перекосов в развитии городской среды. Работая с территориями кварталов и микрорайонов нужно об этом помнить. Даже в маленьком микрорайончике мы должны формировать общественные пространства, а скорее систему пространств. Они перетекают из одного в другое, маленькие улицы вливаются в большие центральные, на центральных улицах разбиты скверы и площади, на маленьких улочках локальные скверики — курдонерчики. И вот тогда среда для жизни человека становится более интересной, потому что в этих местах появляются общественные объекты, которые становятся точками притяжения. Они размещаются на важных узлах, где люди идут с работы домой или наоборот. Вот когда это все учитываешь, ты по сути как бы это пафосно не прозвучало, проектируешь саму жизнь, а не формально расставляешь объекты.
 
О мастерской и особенностях подхода к работе
Внутри коллектива всегда обсуждаются эти вопросы. У градостроителей должно быть понимание комплексного подхода к решению любых городских задач. В этом заключаются тонкости и особенности нашей профессии.
 
Считаю, что не достаточно быть просто руководителем. Вдумайтесь в само название – «мастерская», в основе которого слово — мастер. А мастер это тот, кто сам владеет необходимыми знаниями и навыками, способен их передать другим.
У нас замечательная мастерская. Все проекты, которые делаются в мастерской, проходят широкие обсуждения внутри мастерской и в ГлавАПУ, на которых специалисты могут высказать свое мнение и обосновать принятые решении, послушать замечания как смежных специалистов так, и архитекторов, которые занимаются разработкой других проектов. Нами изучается международный опыт. Я заметил следующее. Сотрудники мастерской чаще отдыхают не на курортах, побережьях, а путешествуют по городам, параллельно с отдыхом интересуясь тем, как там устроена жизнь, в чем секрет удобства и комфорта, привлечения внимания к этим местам, какие планировочные решения и многое другое. В мастерской собраны люди интересующиеся, интеллектуальные и развивающиеся.
Мастерская постоянно находится в процессе развития, мы стараемся сделать так, чтобы приход новых специалистов происходил постепенно и осмысленно. Это позволяет «старым» сотрудникам не терять бдительность, потому что приход энергичных, новых людей, безусловно, стимулирует. С другой стороны такой подход обеспечивает возможность наиболее эффективного погружения в работу новых сотрудников. В мастерской большее количество специалистов имеет за плечами большой опыт градостроительной работы. Все наши специалисты дополняют друг друга, образуя единую работающую команду.
Архитектурно-планировочная мастерская – это сложный музыкальный инструмент, который нуждается в умелом использовании, бережном отношении и тонкой настройке.
 

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ