На выставке-форуме «АРХ Москва» прошел Круглый стол с экспертами ГБУ «ГлавАПУ»
На выставке-форуме «АРХ Москва» прошел Круглый стол с экспертами ГБУ «ГлавАПУ»

Третий день выставки «АРХ Москва» для сотрудников ГБУ «ГлавАПУ» начался с деловой программы. В рамках Круглого стола они обсудили подходы к комплексному развитию территории на современном этапе.

Сегодня комплексное развитие территории (КРТ) – это ключевой драйвер развития городов и создания их нового образа. Программа КРТ предполагает строительство на месте бывших промзон центров притяжений и общественных пространств. Благодаря такому механизму разрабатываются планировочные решения, которые формируют облик современного мегаполиса. Эксперты ГБУ «ГлавАПУ» поделились особенностями городского проектирования.

Время диктует новые условия разработки планировочной структуры города. Применение комплексного подхода к проектированию способствует созданию качественной городской среды, общественно значимых объектов, социальной и инженерной инфраструктуры. «Комплексное развитие территории дает возможность не только деликатно интегрировать территорию в существующую городскую среду, сформировать оптимальную улично-дорожную сеть, но и способствует размещению доступной социальной инфраструктуры и созданию общественных пространств – территории становятся новыми современными районами. Здесь появляются все условия для комфортной жизни горожан», – сказала главный архитектор проекта ТППМ ЮЗАО-ТиНАО ГБУ «ГлавАПУ» Екатерина Разаренова.

Современные условия жизни в городе напрямую зависят от того, насколько качественно в нем происходит транспортное обслуживание. Комплексное развитие мегаполиса предполагает не только архитектурно-планировочные решения, но и улучшение транспортной городской системы, включающую в себя комфортную и безопасную организацию движения всех участников.

Для обеспечения комфортного и безопасного обслуживания территории, по мнению главного инженера проекта МТП ГБУ «ГлавАПУ» Максима Широкова, подъезд к территории необходимо организовывать в соответствии с транспортным каркасом города. Для этого необходимо транспортные потоки с участков концентрировать на проезды общего пользования, далее - на местную улично-дорожную сеть и распределять по району и городу.

При этом на территории проектирования следует стараться распределять транспортную нагрузку на разные участки прилегающей местной улично-дорожной сети для минимизации накопления транспорта и с учетом нагрузки от объектов проектирования, точек притяжения населения, основных пешеходных потоков.

Стоит отметить, что транспортная инфраструктура для современного мобильного города проектируется с учетом комплексного решения градостроительных и транспортных проблем. «Особое внимание уделяется обеспечению удобных транспортно-пересадочных узлов и кратчайших связей всех районов города между собой, расположению и доступности станций скоростного внеуличного транспорта, остановок наземного городского пассажирского транспорта», – сказал Максим Широков.

Зачастую территории комплексного развития – бывшие промышленные территории, обремененные прохождением магистральных инженерных коммуникаций: водоводов, канализационных и водосточных коллекторов, кабельных линий высокого напряжения и т.д. В таких случаях реализация архитектурно-планировочного решения в полной мере не всегда возможна и может быть сопряжена со значительными техническими сложностями, экономическими и временными затратами.

Проведение работ в условия плотной застройки мегаполиса требует детального изучения территории. На принятие решения о целесообразности освобождения территории от обременений, по мнению начальника МИП ГБУ «ГлавАПУ» Ольги Рогачевой, влияют сроки реализации проекта, территориальная и планировочная возможности территории, экономическая составляющая, этапы реализации строительства, земельно-правовые отношения и др.

Проектирование систем инженерно-технического обеспечения введется на основании и с целью реализации принятых архитектурно-планировочных решений на территории. Принимаются во внимание все градостроительные особенности участка проектирования.

«Развитая и высоконадежная инженерная инфраструктура города является одним из показателей высокого уровня жизни и залогом градостроительного развития территорий», – отметила Ольга Рогачева.

«Бывшие промышленные территории - это зачастую закрытые, малоэффективные и не организованные территории», - отметил главный архитектор проекта МППиВД ГБУ «ГлавАПУ» Таймураз Тибилов.

Современная жилая застройка – это качественно и комплексно проработанные здания на всех стадиях разработки. Проектирование жилой застройки в современных условиях уже не обходится без выполнения объемно планировочных работ на стадии разработки градостроительной документации. Главные тенденции при развитии территории – это полузамкнутая или квартальная система застройки с организацией внутри дворовых пространств, формирование фронта застройки улиц и отделение частной жизни от общественной посредством обустройства общественных зон снаружи застройки к пространству улиц вне пределов дворовых пространств. «Основным тезисом организации жилого и общественного пространства является создание высокого уровня условий жизни населения, т.е. организация быта и общественной жизни», - считает главный архитектор проекта МППиВД ГБУ «ГлавАПУ» Владимир Автомонов.

В настоящее время комфортная городская среда предопределяет темп развития городов. Обеспечение комфортных и благоприятных условий проживаний, по мнению начальника ТППМ СВАО ГБУ «ГлавАПУ» Марины Чичериной, напрямую зависит от доступности «коммерческих и городских объектов», таких как образование, здравоохранения, городские службы, объекты спорта, торговля, культура и досуг и др.

«Если мы смогли удовлетворить в полной мере индивидуальные и социальные потребности населения в определенных административных границах в соответствии с естественно-природным пространством и совокупностью застройки, только в этом случае мы можем говорить о комфортной городской среде», – отметила Марина Чичерина.